wordpress themes.

ФОТОПСИХОЛОГИЯ

Аюрведа | Магия | Мануальная терапия | Народное лечение | "Огненный цветок" | Рейки | Лайф-коучинг | Остеопатия  | Ассоциативные карты  | Техника модификации опыта Арт терапия Хромотерапия  Фотопсихология 

фотопсихология

Фотографирование часто связано с саморепрезентацией — представлением себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории, и хотя мы часто не осознаем, в какой мере при этом наши внешность и поведение изменяются, а «сценарий» разыгрываемой перед фотоаппаратом драмы нам неведом, в это время все равно происходит нечто, напоминающее мини-спектакль, воздействие которого и на его участников, и на зрителей порой весьма значительно (фотопсихология).

В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. Мы МОЖEМ увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе вызванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также нашим пребыванием в той или иной среде Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», пластического выражения чувств и потребностей и получения нового телесного опыта и его интеграции. В терапевтическом же контексте это позволяет использовать фотографию (фотопсихология) в сочетании с техниками телесно­ориентированной и танцедвигательной терапии и привлечь заложенные в них теоретические представления для обоснования механизмов исцеляющего воздействия фотографии.

Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то. что скрыто «за кадром», ной обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. (фотопсихология) Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зри­тельных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Все это заставляет признать нарративный, или повествовательный, элемент фотографии очень важными имеющим большое значение для достижения терапевтических эффектов. Данное обстоятельство можно также учесть при проведении фототерапевтических занятий, предлагая их участникам либо сочинить на основе фотографий различные истории в форме рассказов, притч или сказок, либо создать своеобразные мини-сценарии, позволяющие обозначить основных дей­ствующих персонажей, их поступки, то, что могло предшествовать изображенному на фотографии событию и что может за ним последовать.

Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творческой деятельности (фотопсихология), которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников.

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ (фотопсихология)

В этом разделе будут перечислены те психологические функции фотографии (фотопсихология), которые обеспечивают возможность ее применения с выше­названными целями.

1.            Фокусирующая /актуализирующая функция связана со способностью фотографии ОЖИВЛЯТЬ воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, таки отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и травматичных событий может быть для человека психологически небезопасным контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями. Данная функция фотографии связана также с проявлением латентных, ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Человек может открыться для самого себя и окружающих с новой стороны благодаря тому, что, например, снимки запечатлели его в непривычном или ранее не столь очевидно проявлявшемся состоянии, либо в момент совершения какого- либо действия, которое для него раньше было не характерно. Как и при повторном переживании прошлых ситуаций, такая «встреча» человека с ранее несвойственными либо «невидимыми» для него проявлениями своей личности иногда может быть неприятной или даже пугающей, и многое зависит от того, в каких условиях это происходит и какими интервенциями психолога или психотерапевта сопровождается. Если такая ситуация переживается им болезненно, есть основание связать это с «теневыми» и неосознаваемыми проявлениями его внутреннего мира. Именно на этом основана психоаналитическая работа с фотодокументами. Это, конечно же, не значит, что наибольшее психотерапевтическое значение при работе с фотографией имеют лишь негативные переживания. Когда «встреча» человека с прошлыми ситуациями и невидимыми для него ранее проявлениями своего «Я» приятна и желанна, фотографии могут выступать в Качестве средства раскрытия и укрепления внутренних ресурсов, а также в качестве стимула к дальнейшему развитию. Личность может освоить новые грани своего «Я» и более активно использовать их в ее деятельности и отношениях.

2.            Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности. С этим связана мобилизующая функция фотографии (фотопсихология).

3.            Кроме того, фотосъемка и последующее восприятие фотографий и их художественное оформление связаны с координацией разных сенсорных систем, появлением разнообразных ассоциаций: вначале — с объектом съемки, а затем — с готовым образом. При этом могут оживать воспоминания и творческое воображение; формироваться новые представления. И, конечно же, фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом. Все это отражено в еще одной — организующей (ннтегрнрующен) функции фотографии.

4.            Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей /актуализирующей функцией и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии, человек также может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (профессиональной, культуральной, национальной и т. д.) (фотопсихология). В этом случае она будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами — то есть основу его самоидентификации. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, гендерного или профессионального «Я» и потребностями в его изменении.

5.            Фотография также позволяет увидеть и осознать эти изменения, равно как и те метаморфозы, которые происходят с ним вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. Таким образом, отражение динамики внешних и внутренних изменении — еще одна важная психологическая функция фотографии. Данная функция проявляется в том случае, если имеется достаточное количество снимков, по­зволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.

6.            Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний— как своих собственных, таки других людей. В повседневной жизни мы часто действуем и реагируем неосознанно, либо приписываем поступкам и переживаниям определенный, как нам кажется, очевидный смысл. Фотография же позволяет «остановить мгновение» и достичь такой фокусировки на них, которая многим людям в обыденной жизни недоступна. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное — зачастую более глубокое либо альтернативное — содержание. Происходит переосмысление опыта и установление смысловых связей между событиями и различными элементами внутреннего мира. Применительно к фототерапии это может, в частность, предполагать осознание клиентом причин появления у него тех или иных проблем в межличностных отношениях, а также особенностей своего развития и потребностей. Смыслообразующая функция фотографии, если иметь в виду не только восприятие, но и создание снимков, в определенной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого материала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить «истину» бытия, переживаний и человеческих отношений

7.            Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразующую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступками переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей, является не столько «природно данным», сколько внедренным в его сознание и бессознательное в процессе социализации . С точки зрения представлений постмодерна, смыслы наших поступков и переживаний являются «конструктом» — порождением различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культура и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенное значение, хотя они в принципе могут иметь неограниченное множество иных значений. Такое приписывание чувствам и действиям определенного смысла, как правило, носит адаптивный характер, хотя в некоторых случаях может быть причиной более или менее выраженной дизадаптации. Последнее особенно вероятно в том случае, если само общество и его культура являются инструментами насилия или контроля одних групп населения над другими. При этом те группы населения, которые занимают в нем более привилегированное положение, в том числе за счет ущемления интересов других групп, будут вольно или невольно стремиться использовать разные знаковые системы (включая кино, изобразительное искусство, музыку, телевидение, прессу и другие медиа-средства) для того, чтобы утвердить в обществе ту систему значений, которая служила бы сохранению сложившегося порядка вещей. Однако, поскольку данная система значений служит сохранению неравноправия, она будет в той или иной мере искажать реальный смысл человеческих отношений и переживаний и выступать в качестве одного из факторов Патогенизации. Одной из задач применения фототерапии в этих условиях может быть «освобождение» человека отложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее гендерные предпочтения, например использование макияжа, одежды определенного типа, выражение лица и т. д., не являются ни «природно данными», ни отвечающими ее реальным потребностям.

8.            Данная функция тесно связана с функциями рефрейминта и реорганизации. «Рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в иную рамку» и связан с включением объекта (каковыми могут также являться поступки, чувства и мысли человека) в иной контекст восприятия, что приводит к изменению его смысла. Применительно к фотографии это, в частности, может быть связано с применением фотоколлажа или фотомонтажа, позволяющих соединить определенный визуальный образ (например, изображение человека) С тем материалом, который на оригинальном снимке отсутствовал. При этом человек может увидеть свои чувства и поступки в совершенно новом свете. Так, например, молодой человек может увидеть себя героем киносериала или перенестись в прошлое и оказаться на одном корабле с первооткрывателями Америки.

9.            Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фото­графия может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагиро- ванияв реальности. Данная функция основана на том, что фотографи­ческие образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представ­лений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформа­ции в более высоко организованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.

Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий  особенности если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний. Что же касается создания снимков, то экспрессивно-катарсическая функция фотографии отчасти связана с тем, что фотографические образы могут не только «рассказывать» о чувствах, но и «воплощать» их. Последнее основано на феноменах проекции и проективной идентификации, когда субъект в результате идентификации с объектом восприятия (каковым может быть растение, животное, неодушевленный предмет или другой человек) «переносит» на него свои собственные переживания либо начинает переживать то, что переживает объект. Кроме того, экспрессивно-катарсическая функция фотографии при создании снимков, в особенности когда человек находится в кадре, связана с выражением чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополнительные возможности для выражения чувств заключены в использова­нии музыки, различных аксессуаров, а также в самой среде, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь подготов­ка к съемке и то, что за нею следует, когда порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное со­стояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект.

10.          Защитная функция фотографии, отчасти также смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто другой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения чувства психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его более готовым к показу фотографий.

11.          Это, по крайней мере, некоторые из наиболее важных, как нам кажется. психологических функций фотографии, позволяющих использовать ее в качестве лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего инструмента. Приведенные ниже примеры иллюстриру­ют некоторые моменты фототерапевтических занятий. Данные примеры включают не только описание ряда техники упражнений, ной об­разцы работ участниц тренинговых групп и их комментарии.

Материалы из книги А.И. Копытина «ТРЕНИНГ ПО ФОТОТЕРАПИИ» (фотопсихология)

 


,

Комментарии закрыты.

43454042